Интернет-маркетинг, диджитал, цифровой маркетинг все эти слова вы уже наверное встречали в интернете не раз. На наши курсы по интернет-маркетингу часто приходят новички в этой сфере, которые в первую очередь хотят понять принципиальную разницу между обычным маркетингом и инструментами диджитала. Мы решили написать несколько статей, которые помогут всем желающим сделать первый шаг в удивительный мир интернет-маркетинга.
 
 
Продажи онлайн — уже повседневная реальность: вы можете либо присоединиться, либо остаться в числе мамонтов-аутсайдеров. Не пользоваться инструментами интернет-маркетинга означает только одно: то, что вы упускаете возможность расширить охват целевой аудитории и увеличить уровень продаж в своем бизнесе. Любой бизнес-проект в Интернете сейчас может обыграть оффлайн-соперника. Так часто амбициозные новички буквально «съедают» матерый предпринимателей, которые начинали свой бизнес еще в лихих девяностых. С другой стороны, для успешных продаж нужно четко понимать, что такое интернет-маркетинг и в чем его специфика.
Так что же такое интернет-маркетинг
Классический маркетинг — это комплекс действий по продвижению товара на рынке. Он включает в себя изучение целевой аудитории, определение оптимальной цены товара, способа его реализации, ведение рекламной кампании и, собственно, продажу продукта конечному потребителю.
Интернет-маркетинг — это, по сути, тот же комплекс действий. С одной оговоркой: в качестве рынка рассматривается онлайн-пространство, а место продаж — ваш сайт.
Основные преимущества и особенности е-маркетинга:
В Интернете проще изучать информационные и потребительские запросы целевой аудитории. Вы не занимаетесь абстрактными наблюдениями и умозаключениями, а смотрите статистику запросов того или иного ключевого слова за определенный период.
Возможен максимально точный таргетинг. Вам не нужно «на глазок» прикидывать, какой целевой аудитории интересен ваш товар, ведь в Интернете можно легко узнать, на каких сайтах чаще всего встречается упоминание о нем, из какого региона поступает больше всего запросов о данном продукте, каков примерный возраст и социальный статус целевых потребителей.
Вам доступен огромный ассортимент инструментов, которые используются для продвижения товара: от стандартной баннерной рекламы до мейлинга, «вирусного» и «партизанского» маркетинга.
Вы конкурируете не только с другими сайтами, но и с бизнесом оффлайн. Поэтому нужно продумать, чем покупка через Интернет привлечет пользователя: например, более широким ассортиментом товаров, возможностью заказать на сайте что-то, чего нет в доступных потребителю магазинах, более низкой ценой, удобствами доставки, возможностью оплаты электронными деньгами и т.д.
Вам нужно думать не только о дизайне, но и о юзабилити вашего сайта. Сайт должен быстро загружаться, быть mobile-friendly (то есть нормально отображаться на мобильных устройствах), его структура и система навигации должны быть простыми и понятными для любого пользователя, все функции сайта должны работать без «зависаний».
Необходимо обеспечить качественную персональную работу с клиентами. Например, на сайте может быть онлайн-консультант, обратный звонок, номер телефона «горячей линии» (некоторым людям удобнее узнавать подробности по телефону), е-мейл, форма захвата с возможностью задать вопрос и т.д.
Автоматизируйте все процессы, которые можно автоматизировать. Например, пользуйтесь программами для рассылки электронных писем, отложенным постингом в соцсетях и т.д.
Интернет-маркетинг: с чего начать
Очень часто бизнесмены-новички допускают серьезную ошибку: начинают заниматься электронным маркетингом импульсивно и интуитивно без предварительного планирования. В редких случаях это приносит успех, но чаще всего ведет к «слитому» бюджету и времени. Для того чтобы получить желаемый результат в сжатые сроки и с минимальным вложением ресурсов, нужна маркетинговая стратегия.
 
Стратегия маркетинга — это определение четких целей в бизнесе и конкретных способов их достижения. По сути, готовая стратегия напоминает пошаговый план действий: что, с какими затратами и в какой последовательности нужно осуществить, чтобы достичь поставленных целей.
Чтобы составить хорошую стратегию нужно ответить на несколько важных вопросов:
Какой товар вы собираетесь продвигать? Имеет ли этот товар спрос на рынке, насколько он актуален, имеет ли смысл его продавать?
Кому вы сможете продать этот продукт? Кто ваш целевой покупатель?
Чем вы заинтересуете вашего потенциального покупателя? Что мотивирует его на совершение ожидаемых действий?
Какого результата вы ждете? Учтите, ответ будет не один, потому что цели маркетинговых кампаний бывают основные и вторичные. Например, прямая цель — продать такое-то количество товара за такой-то период, получить такую-то сумму прибыли. А вторичные цели — повысить посещаемость сайта, добиться узнаваемости вашего бренда у целевой аудитории, использовать новый метод продаж (к примеру, через соцсети), и т.д. Без «побочных» основная цель вряд ли будет достигнута.
В какие сроки вы хотите увидеть результат? Разделите конкретные задачи по срочности их выполнения: например, долгосрочная цель — раскрутить «живую» группу в соцсети, а краткосрочная — пригласить туда 350 целевых пользователей.
По каким показателям вы будете измерять эффективность предпринимаемых действий? Это могут быть не только непосредственно объемы продаж, а, к примеру, число посетителей сайта в день, количество подписчиков в вашем сообществе, объем подписной базы и т.д.
Какими ресурсами вы располагаете? Имеются в виду и финансовые ресурсы, и время, и количество сотрудников, которые будут заниматься выполнением задач и т.д.
Готовы ли вы потерпеть неудачу? Это важный вопрос, и лучше честно ответить себе. Подумайте, насколько болезненной для вас окажется потеря тех денег, усилий и времени, которые вы собираетесь вложить в проект? Если вы в принципе не готовы на такие жертвы, то, возможно, стоит уменьшить затраты и планировать менее масштабную стратегию. Риск есть всегда. Речь идет даже не о том, что вы непременно потеряете все сразу, а о том, что мы склонны продумывать самую оптимистичную стратегию и не всегда готовы к разочаровывающему результату. Разрабатывая стратегию, вы должны понимать — это ваш план-максимум, и в реальности он может быть недовыполнен.
 
Как выбрать лучшие методы продвижения, если каждый день появляются новые инструменты интернет-маркетинга? Какие из них сразу приведут клиентов, а какие будут работать на перспективу? Ответы вы найдете в этой статье.
 
Мы подготовили большой и подробный гайд по современным инструментам интернет-маркетинга. Он поможет составить план продвижения при запуске бизнеса и расширить арсенал методов, если вы уже работаете и хотите больше клиентов.
 
Контент-маркетинг
В этом разделе расскажем о создании и продвижении контента в интернете. А что такое контент? Это информационные материалы — сайт, лендинг, статьи в блоге, презентации, инфографика, вебинары, подкасты и другое.
 
Принцип работы контент-маркетинга таков: потенциальные клиенты видят, читают, используют ваш контент, благодаря этому повышается их доверие к компании и в будущем эти люди становятся покупателями.
 
Важная составляющая контент-маркетинга — продвижение контента. Чтобы клиент оценил статью или инфографику, он должен их сначала увидеть. Для продвижения используют анонсы в соцсетях, на форумах, таргетированную рекламу, email рассылки, push уведомления в браузере.
 
Инструментов контент-маркетинга много, ниже расскажем об основных.
 
Сайт
Его можно назвать настоящим онлайн-офисом компании. Как инструмент контент-маркетинга сайт должен решать такие задачи:
 
рассказывать о продукте в мире клиента;
предоставлять доказательства: отзывы клиентов, видео о продукте, результаты тестирования, сертификаты;
отвечать на вопросы;
давать понятную информацию о стоимости, условиях оплаты и доставки.
Преимущества и сложности в создании сайта
 
Возможность дать полную информацию о продукте или услугах: описание, отзывы клиентов, кейсы, инструкции. Это важно, если клиенты долго принимают решение о покупке. Затраты на домен, хостинг, обслуживание, дизайн и верстку сайта, наполнение контентом.
Можно общаться с посетителями через проактивный чат, push уведомления. Чтобы получать SEO трафик, нужно время.
Хорошо оптимизированный сайт приводит SEO трафик. Затраты и время на обновление контента на сайте.
Повышает уровень доверия к компании.
Служит точкой контакта с клиентами, поставщиками, инвесторами, партнерами, потенциальными сотрудниками.
Если вы пока не уверены, что вам нужен сайт, или только тестируете нишу, есть смысл начать с другого практического инструмента интернет-маркетинга — лендинга.
 
Лендинг
Лендинг в переводе с английского — посадочная страница. Особенность лендинга в том, что он создается под конкретный запрос. Поэтому на лендинге обычно размещается одно предложение.
 
Чаще всего посетителей приводят на лендинг с помощью контекстной и таргетированной рекламы. Или с помощью email рассылок, когда уже есть своя база подписчиков.
 
Предлагаете товары импульсного спроса — используйте лендинг для продажи. Если же клиенты долго принимают решение о покупке, продавать в лоб не получится. В этом случае задача лендинга — собрать контактные данные, лиды, с которыми потом будут работать менеджеры по продажам и маркетологи.
 
Часто возникает путаница между понятиями «Интернет-маркетинг» и «IT маркетинг» (ИТ- маркетинг), маркетинг для IT компаний.
 
Можно назвать множество областей, где оба термина — как Интернет-маркетинг, так и ИТ-маркетинг — используются на равных. Так, например, продажи программного обеспечения Microsoft — это одновременно и то, и другое.  Но в то же время язык не повернется сказать “ИТ-маркетинг” по отношению к продаже спортивной одежды в Интернет-магазине или раскрутке при помощи баннеров в Интернете нового бренда энергетических напитков.
 
Чтобы внести ясность и упростить понимание, далее в статье мы будем считать, что IT маркетинг — это использование инструментов Интернет-маркетинга для продвижения продукта и услуг IT компании.
 
По направленности маркетинг для IT сферы можно разделить на 2 вида:
 
External — маркетинг, который направлен на привлечение клиентов для компании
Internal — маркетинг, которые направлен на привлечение и удержание сотрудников. Часто в связке с Интернал маркетинг используют также термин HR брендинг, бренд работодателя или же Employer branding.
Employer branding (HR-брендинг, развитие бренда работодателя) —  ряд действий компании, направленных на взаимодействие, как с существующими сотрудниками (на повышение их вовлеченности и лояльности), так и на привлечение новых сотрудников. Главная цель — это показать компанию с самом положительном свете, привлекательной с точки зрения потенциальных сотрудников, а также создание позитивного имиджа и привлекательности компании для потенциальных партнеров и других ключевых стейкхолдеров.
 
Если вам необходимо привлечь целевой трафик на свой сайт и увеличить его конверсии, и если вам необходимо быстро вывести относительно новый сайт (без репутации) в ТОП поисковых систем, при этом для вас важны длительные и стабильные результаты, тогда комплексное продвижение сайта станет незаменимым помощником. Поскольку данный метод привлечения целевой аудитории и продвижения веб-ресурсов является самым эффективным из всех ныне существующих.
 
Что такое комплексный интернет-маркетинг и из чего он состоит?
 
Многие думают, что комплексный интернет-маркетинг состоит только с продвижения сайта при помощи контекстной рекламы и SEO оптимизации ресурса. На самом же деле комплексный интернет-маркетинг включает в себя намного больший арсенал инструментов и методик, совместно применяемых для достижения широкого спектра необходимых целей, нежели просто продвижение сайта в ТОП.
 
Комплексная интернет-реклама включает в себя создание индивидуальной стратегии развития бизнеса клиента и управление эффективностью работы сайта в процессе реализации созданной стратегии. Комплексный интернет маркетинг предполагает проведение следующих работ: формирование спроса на предлагаемые товары и услуги, генерация трафика и лидов, проведение лид-менеджмента и работа с пост-продажами. Комплексный интернет-маркетинг позволяет получать наибольший коэффициент отдачи и стабильные результаты, которые работают на клиента даже после прекращения сотрудничества с агентством интернет-маркетинга.
 
Комплексное продвижение сайта - это трудоемкий процесс применения целого ряда различных инструментов и методик интернет-маркетинга, для повышения ранжирования сайта в поисковых системах, а также для привлечения трафика и увеличения числа лидов.